Нужно ли промывать двигатель при замене масла?

Необходимость промывки двигателя зависит от обстоятельств. Если вы используете качественное моторное масло, не затягиваете интервалов замены, то необходимости в промывке двигателя совершенно нет, поскольку любое качественное моторное масло само по себе содержит моющие и диспергирующие присадки, призванные справляться с загрязнениями. Однако иногда бывает так, что автомобиль эксплуатировался на некачественном масле, интервалы замены часто не соблюдались, или история обслуживания автомобиля неизвестна. В таком случае действительно возникает необходимость в промывке.

Как правильно ее провести?

Лучший, самый эффективный и безопасный способ – промывка моторным маслом. Необходимо по возможности наиболее полно слить старое масло (делать это нужно на прогретом двигателе), залить новое – это не обязательно должно быть синтетическое масло с наилучшими спецификациями, достаточно использовать качественное минеральное, и эксплуатировать автомобиль, избегая, по возможности, очень высоких нагрузок, в течение 500-1500 км. Затем масло слить, заменить фильтр и при необходимости процедуру повторить (о недостаточной промывке можно, например, судить по количеству мазеобразных отложений под клапанной крышкой). Если положительный результат достигнут после первой промывки, можно в дальнейшем заливать уже то масло, на котором вы планируете эксплуатировать автомобиль в дальнейшем.

Недостатки этой методики – длительность, относительная трудоемкость и стоимость (но: ремонт двигателя – дороже!!!).

Почему следует избегать промывки двигателя промывочными маслами и промывками-«пятиминутками»?

Прежде необходимо разобраться, что это такое – промывочные масла. Промывочное масло, как правило, очень жидкое (кинематическая вязкость при 40°С обычно составляет 12-25 сСт) – оно даже жиже, чем масло SAE 0 W. Это сделано с простой целью – более жидкое масло легче прокачивается по масляным каналам, даже частично забитым.

Методики промывки с помощью таких масел обычно подразумевают работу двигателя на холостом ходу в течение 10-20 минут, учитывая, что это очень жидкое масло, двигатель весь этот период времени работает с повышенным износом – это первая, но не самая главная проблема.

Далее. Как правило, промывочные масла – это смесь минеральных базовых масел и «пакета моющих и диспергирующих присадок» (в России это часто смесь масел И-20/И-50 с присадкой КНД). Степень совместимости промывочного масла с присадками свежезалитого предсказать сложно, при том, что полностью масло слить не удастся. Это вторая опасность – возможная несовместимость. Учитывая, как было сказано выше, что все масло из двигателя не сливается, в нем остаются примерно те же самые 10% от объема заливки очень жидкого промывочного масла. Вы заливаете, например, свежее масло с вязкостью 10 W -40 и в результате можете получить 10 W -30. А представьте, что вы зальете масло с вязкостью 5 W -30. Что вы получите в двигателе? Это третья проблема – изменение вязкостных свойств свежего масла.

И, наконец, четвертая проблема – за те 10-20 минут, пока двигатель моется промывочным маслом, не все загрязнения могут быть диспергированы промывкой, и может получиться так, что наиболее крупные из них могут забить масляные каналы или сетку маслозаборника, а это уже достаточно опасно для двигателя.

Промывки-«пятиминутки» по составу представляют собой, как правило, керосиновые фракции (или определенные типы сольвентов), с пакетом моющих и диспергирующих присадок. Керосин используется для того, чтобы максимально разжижать масло в двигателе – могут возникнуть те же проблемы, что и в случае промывочных масел, плюс еще одна – в большинстве случаев основа «пятиминуток» (керосиновая) негативно воздействует на сальники и прокладки двигателя.

Те же самые проблемы могут возникнуть и при использовании так называемых «долговременных» промывок – присадок, которые рекомендуют заливать за 100- 300 км до планируемого срока замены, за исключением того, что они в меньшей степени вызывают разжижение масла.

Поэтому применение промывочных масел и промывок-«пятиминуток» в большинстве случаев оказывает именно психологический эффект на потребителя (залили прозрачное промывочное масло – слили грязное), а с технической точки зрения – чаще всего бесполезно.

Как часто надо менять масло?

Масло следует менять в соответствии с инструкцией по эксплуатации автомобиля. Производитель двигателя – единственный, кто вправе определять сроки. При этом он исходит из возможности использования масла, качество которого минимально удовлетворяет требованиям соответствующих спецификаций. Обычно рекомендуется либо определенный пробег, либо временной интервал. В неблагоприятных условиях (их перечень также можно найти в инструкции) масло следует менять чаще. К сожалению, российские условия, как правило, являются неблагоприятными, и поэтому в большинстве случаев масло в Украине меняют чаще, чем в Европе. В последние годы некоторые модели автомобилей оснащаются системами, которые информируют о необходимости заменить масло. Чаще всего учитывается просто-напросто количество пусков двигателя. В самой современной системе ASSYST, разработанной совместно Daimler / Chrysler и Shell, контролируются степень загрязнения масла и «сработанность» масляной основы. Эта система способна увеличить срок службы двигателя, дает возможность выбора масла наиболее подходящего качества и оптимизирует его потребление.

Надо ли использовать дополнительные присадки/добавки в моторные масла?

Это делать нежелательно, т.к. может привести к непредсказуемым последствиям. Все современные масла содержат определенную композицию присадок. В процессе разработки они подбираются по составу и соотношению для выполнения требований стандартов и спецификаций (API, SAE, ASTM и др.). Добавление даже самого хорошего компонента неизбежно нарушает баланс. В результате какой-либо показатель может быть улучшен, но другие при этом почти наверняка пострадают. В совокупности эффект будет в лучшем случае нулевым. В худшем – отрицательным. При всем многообразии различных препаратов на рынке, начиная от “загустителей масла” до противоизносных и содержащих порошкообразный тефлон и т. п., не известны случаи, когда хотя бы один из них прошел полноценные моторные испытания в составе хотя бы одного масла (а ведь их рекомендуют добавлять к любым маслам!) и показал бы ощутимый положительный эффект. Производители дизелей для тяжелых грузовых автомобилей и вовсе запрещают применять какие бы то ни было присадки под угрозой потери гарантии. Правильно подобранное по вязкости и группе эксплуатационных свойств масло не требует никаких дополнительных добавок.

Как долго надо прогревать двигатель зимой?

Для классических минеральных и полусинтетических масел зимой не следует “раскручивать обороты” холодного двигателя сразу после пуска. Лучше всего сначала выждать 2-3 минуты, затем первые 5-10 минут двигаться с небольшой скоростью, пока двигатель не достигнет рабочей температуры. Это позволяет поддерживать низкие обороты и обеспечить давление масла, необходимое для того, чтобы оно достигло всех критически важных узлов двигателя и образовало пленку на поверхности распределительного вала, стенках цилиндров, в шатунных подшипниках. Очевидно, что необходимым условием легкого и надежного пуска двигателя является использование масла, класс вязкости которого соответствует температуре окружающего воздуха. Двигатели, работающие на масле класса 0 W -40 при нормальных температурах вообще не нуждаются в прогревании.

В последнее время все больше говорят о применении масел, которые экономят топливо. А в чем заключается такая экономия?

Данная тенденция выражается в том, что автопроизводители при разработке новых перспективных моделей двигателей отчетливо осознают, что одним из важных факторов повышения экономичности двигателя является максимальное снижение трения. Этого в большей степени можно добиться, существенно понизив вязкость моторного масла, а в меньшей – применив специальные присадки, понижающие трение (модификаторы трения). При этом, конечно, необходимо обеспечить высокий уровень защиты от износа, устойчивый уровень давления в системе смазки, а также экономию расхода масла. Сокращение расхода топлива определяется в сравнении с расходом топлива при эксплуатации на эталонном масле SAE 15 W -40 и, как правило, составляет 2,5-2,8%, а на стадии пуска может достигать 3,5%.

Можно ли визуально определить качество масла?

Никто и никогда не сможет определить качество масла по внешнему виду, если только оно не имеет консистенцию гудрона (масло с очень высокой вязкостью) или вместо масла на щупе только белая эмульсия.

Когда следует применять масла с повышенной вязкостью?

Масла с повышенной вязкостью применяются в условиях высоких температур окружающей среды (от +30°С и выше), для изношенных двигателей, а также в некоторых случаях для двигателей воздушного охлаждения. Техническое состояние двигателя со временем ухудшается. Во-первых, износ цилиндро-поршневой группы приводит к прорыву в картере большого количества отработанных газов, которые ускоряют процессы окисления масла, захватывают и уносят в систему вентиляции картера пары и мелкие частицы масла. Во-вторых, износ подшипников коленвала снижает их несущую способность (Немного не так – износ приводит к увеличению зазоров в подшипниках, парах трения и т.д. Вот для улучшения уплотнения таких пар трения и нужно более вязкое масло, поскольку жидкое просто будет оттуда вытекать. Несущая способность подшипников измениться как-либо не может). Таким образом, для изношенного двигателя вязкость штатного масла оказывается недостаточной, ее надо повысить. Более вязкое масло улучшает компрессию, повышает несущую способность подшипников, меньше выгорает. На более вязкое масло нужно переходить и в том случае, когда его удельный расход увеличивается и превышает установленную для данного двигателя норму. Когда вы зальете в двигатель более вязкое масло, он будет тише работать, меньше изнашиваться, правда, больше греться. Если двигатель дымил, то дымление может уменьшиться или совсем прекратиться.

Из чего производят моторные масла?

Моторные масла производят из базовой жидкости (основы) и химических присадок. В качестве базовой жидкости применяют минеральные, синтетические и полусинтетические базовые масла. Минеральные базовые масла получают из сырой нефти на нефтеперерабатывающих заводах. Синтетические базовые масла получают методом химического синтеза на нефтехимических или химических предприятиях. В качестве полусинтетических базовых масел применяется смесь минерального и синтетического базовых масел. Многие производители моторных масел применяют базовые масла, полученные методом каталитического гидрокрекинга. Для придания моторным маслам требуемых свойств, приписанных им техническими стандартами, в базовые масла вводят присадки различного функционального назначения. В последнее время для получения моторных масел применяют пакеты присадок, содержание которых составляет от 5 до 20%.

Почему следует доливать моторное масло?

Уровень масла необходимо проверять один раз в день, лучше утром перед поездкой. Следует помнить, что небольшое количество моторного масла всегда угорает даже при технически исправном двигателе. В случае интенсивного угара масла причины следует искать в механических неисправностях двигателя и качестве масла (неудовлетворительные характеристики масла).

Какими преимуществами обладают высококачественные моторные масла?

Высококачественные моторные масла обладают следующими основными преимуществами:

  • меньший износ двигателя
  • более легкий «холодный старт» (запуск непрогретого двигателя)
  • уменьшение расхода топлива за счет снижения трения между движущимися частями.

В чем преимущество всесезонных моторных масел?

Основным преимуществом всесезонных моторных масел является стабильность их вязкостных свойств в широком интервале температур. Это позволяет маслу быть достаточно текучим, быстро (в течение нескольких секунд) достигать всех частей двигателя при низких температурах, и достаточно вязким, чтобы не дать перегреться двигателю и не испаряться при высоких температурах. По сравнению с сезонными летними и зимними маслами всесезонное масло лучше защищает двигатель от износа, и тем самым способствует экономии топлива до 2-3%.

Взаимозаменяемы ли жидкости для автоматических коробок передач (ATF)?

Некоторые жидкости взаимозаменяемы. Однако в настоящее время нет проблемы найти на полке жидкость, имеющую точно такую спецификацию, какую требует производитель вашего автомобиля и приводит в инструкции по эксплуатации. Например, инструкция требует жидкость, имеющую спецификацию Dextron IID. В этом случае для замены и доливки необходимо просто найти марку жидкости, имеющую именно эту спецификацию.

Взаимозаменяемы ли антифризы различных марок?

Большинство производителей требуют применения для системы охлаждения охлаждающей жидкости, состоящей из 50% концентрата антифриза на основе этиленгликоля и 50% дистиллированной воды. При этой концентрации температура замерзания будет составлять -35°С. Рекомендуется также менять охлаждающую жидкость в соответствии с рекомендациями производителя.

Здесь можно дать следующие рекомендации:

  1. Не следует смешивать жидкости разных типов (в частности, отвечающие разным стандартам). Это может привести к снижению защитных свойств антифриза.
  2. Нужно очень осторожно подходить к вопросу смешивания антифризов разных цветов.

Какие требования предъявляются к ATF?

В автоматической коробке передач и в других гидромеханических передачах переключение перед ач осуществляется при помощи мокрых дисковых сцеплений и ленточных тормозов. Поэтому к маслам ATF предъявляются следующие требования:

  • обеспечение плавной работы фрикционных механизмов;
  • снижение трения;
  • отвод тепла;
  • защита от коррозии;
  • передача крутящего момента;
  • смазывание и снижения износа зубчатых передач;
  • устойчивость к пенообразованию;
  • высокая стойкость к окислению

Какие масла необходимо применять во время обкатки двигателя?

Во время обкатки применяют специальные масла, называемые «маслами обкатки». Они обычно содержат больше разделительных присадок с активными соединениями хлора, фосфора и серы.

Как проверить работоспособность масляного насоса?

Сразу же после замены масла, перед самостоятельно сделавшим это владельцем автомобиля или профессиональным механиком, возникает типичная проблема -неудачная попытка вернуть давление масла в рабочую норму. Несмотря на то, что это исключение, вполне вероятно, что масляный насос может утратить свою работоспособность во время замены масла. Когда использованное моторное масло слито из двигателя, оно также может случайно слиться из захватывающей трубки и из самого масляного насоса. При заливке нового моторного масла образуется воздушная пробка, заполняющая всасывающую часть масляного насоса. Эта пробка является причиной кавитации насоса и мешает ему создавать течение масла и потом, давление масла. Многие установщики обвиняют в этом масляный фильтр, объясняя тем, что фильтр блокирует течение масла. По этой причине установщик меняет фильтр. Иногда это решает проблему, так как при снятии фильтра воздушная пробка освобождается. И конечно, установщик уверен в вине фильтра еще больше. Проще всего обвинить во всем фильтр. После того, когда и масло, и фильтр заменены, красный свет низкого давления горит около 10 секунд, заглушите двигатель, осторожно снимите масляный фильтр, поэтапно сливая масло, так как из входа двигателя может вырваться струя с 30-ти кратным увеличением напора. Затем, заполните фильтр новым моторным маслом и заново установите. Запустите двигатель и проверьте давление масла. В большинстве случаев проблема решена. Двигатель не должен работать без давления масла более 10 секунд (внимательно следите за временем). В некоторых случаях, полные 10 секунд необходимы насосу для возобновления тока масла. Если это не так, снова снимите фильтр и прокручивайте вручную двигатель до полного слива масла. Не прокручивайте двигатель более 10 секунд за раз. Когда масло стечет, заново установите масляный фильтр, скорректируйте уровень масла. Давление масла сейчас должно нормализоваться.

Если специальные приборы-индикаторы, которые определяют степень срабатываемости моторных масел?

В Украине таких приборов пока нет. За границей они есть и ими активно пользуются на СТО, и в пунктах замены масел.

Какая информация обязательно должна присутствовать на этикетке любого моторного масла?

  1. Значок УкрСЕПРО в виде «трилистника», который показывает, что масло сертифицировано
  2. Название масла
  3. Предназначение масла
  4. Указание емкости (1л, 4л, 3,5 кг и т.д.)
  5. Изготовитель масла и его адрес
  6. Дата изготовления и срок хранения

Кто проводит сертификацию моторных масел?

Сертификацию моторных масел проводят органы по сертификации нефтепродуктов, которые есть в каждом областном центре. В «народе» их называют ЦСМами

Какие смазочные масла сертифицируются?

Обязательной сертификации подлежат только масла моторные (карбюраторные, дизельные, универсальные). Масла для 2-х тактных двигателей и трансмиссионные масла не подлежат обязательной сертификации.

Является ли наличие сертификата ISO 9001 показателем высокого качества моторного масла?

Отчасти. Следует понимать, что система качества ISO 9001 является системой качества менеджмента. Она подразумевает, что предприятие, имеющее сертификат качества ISO 9001 имеет, прежде всего, репутацию надежного партнера в бизнесе, высококвалифицированный персонал, сильный маркетинг, который позволяет своевременно реагировать на запросы потребителей. Безусловно, система качества ISO 9001 подразумевает и отлаженную технологию производства, и контроль качества продукции. Однако это отнюдь не значит, что предприятия, не имеющие сертификата ISO 9001, выпускают хуже по качеству продукцию.

Какие зарубежные торговые марки моторных масел производятся в Украине?

В Украине производятся только торговые марки моторных масел для судовых двигателей. Castrol и AVRO на бердянском заводе «Азмол», а Elf на совместном украинско-французском предприятии «Фрасмо» в Кременчуге. Что касается автомобильных масел, то пока ни один зарубежный производитель не создал производства моторных масел в Украине.

Будут ли масла одной торговой марки сопоставимы по качеству, если поставляются с разных заводов, которые находятся в разных странах, например Бельгии и Турции?

Ведущие мировые производители масел действительно имеют много производственных мощностей в различных частях мира. Это либо собственные производства, либо совместные предприятия. Технологии на всех таких предприятиях одинаковы. Ассортимент выпускаемой продукции адаптирован к потребностям рынка, в той местности, где расположен завод. Пакеты присадок обычно используются одинаковые на всех заводах компании. А вот базовые масла могут существенно отличаться как по своим свойствам, так и по цене. В любом случае, качество продукции всегда жестко контролируется на таких заводах, и масло будет отвечать заявленным требованиям.

Как правильно заменить охлаждающую жидкость?

Слить старую, тщательно промыв систему водой с использованием средств для очистки от ржавчины и накипи, залить промывочный раствор, дать поработать двигателю 15-20 минут, слить и промыть водой 2-3 раза. После чего можно заливать новую. Желательно, качественную. Если летом использовалась вода, а не антифриз, процедура промывки будет такая же, потому, что наверняка на стенках системы охлаждения образовалась накипь и продукты коррозии. При толщине накипи порядка 2 мм расход топлива может увеличиваться до 10%.

В каких температурных режимах приходится работать моторному маслу?

Диапазон температуры, в котором работают моторные масла, чрезвычайно широк. Нижний предел – это температура холодного пуска двигателя зимой при безгаражной стоянке автомобилей (до -30… -35 °С). Верхний предел -температура наиболее нагревающейся смазываемой детали при работе летом на режиме максимальной мощности (до 300…315 °С в зоне первого компрессорного кольца).В этих условиях температура стенки цилиндра в зоне верхней мертвой точки достигает 210-240 °С, у кулачков распределительного вала 190-230 °С, у подшипников коленчатого вала 150-175 °С.

Как работает масло в двигателе?

Упрощенная схема работы моторного масла в двигателе следующая:

  • Из картера через маслозаборник и фильтры насос подает масло под давлением в главную магистраль. Давление масла в главной магистрали находится в пределах от 200 до 1800 кПа.
  • Из главной магистрали масло поступает ко всем узлам, смазываемым под давлением (к подшипникам коленчатого и распределительного валов, осям коромысел и др.).
  • Масло, вытекающее из подшипников коленчатого вала, центробежными силами разбрызгивается на стенки цилиндров, чем обеспечивается его поступление в зону поршневых колец. Только в крупных дизелях с малой частотой вращения коленчатого вала и большим ходом поршня предусматривается подача масла под давлением непосредственно на зеркало цилиндра.
  • В современных двигателях моторное масло часто используют для принудительного охлаждения поршней. С этой целью по каналу в теле шатуна масло подается во внутреннюю полость поршня, где оно омывает его днище, а затем стекает в картер самотеком. Реже используют системы охлаждения поршней маслом, основанные на периодическом орошении днища через форсунки.
  • В автомобильных дизелях новейших моделей моторное масло служит рабочим телом в гидравлических системах топливных насосов высокого давления.

Что такое индекс вязкости моторного масла?

Индекс вязкости – это показатель зависимости вязкости масла от температуры. Чем выше численное значение индекса вязкости, тем меньше вязкость масла зависит от температуры. Масло с более высоким индексом вязкости имеет лучшую текучесть при низкой температуре (запуск холодного двигателя) и более высокую вязкость при рабочей температуре двигателя. Индекс вязкости сильно зависит от молекулярной структуры соединений составляющих базовые минеральные масла. При очистке базовых масел их индекс вязкости повышается, что в основном связано с удалением из масла ароматических соединений. Высоким индексом вязкости обладают масла каталитического гидрокрекинга и синтетические базовые масла. Высокий индекс вязкости моторного масла можно также получить при введении большего количества полимерных модификаторов вязкости в обычное базовое масло. Но такие моторные масла можно применять только при эксплуатации при умеренных нагрузках, и в отсутствии высокой деформации сдвига, так как при высокой нагрузке и высокой скорости сдвига длинные молекулы загустителей разрываются на мелкие фрагменты, вследствие чего эффективность загустителя при эксплуатации уменьшается.

Почему езда на близкие расстояния считается более “опасной” для износа двигателя, чем на длинные?

Проблема в том, что при езде на короткие расстояния, интенсивном движении с частыми остановками и езде при холодной погоде, двигатель не успевает разогреться достаточно для того, чтобы выпарить воду и топливо, которые оседают в масле. В процессе сгорания вода конденсируется на внутренней поверхности холодного двигателя. В сочетании с окисью азота и серы, продуктами сгорания топлива, она образует кислоту, что вызывает коррозию поверхностей двигателя и способствует его износу. Вода в двигателе также способствует формированию отложений. Отложения – это толстый слой, сформировавшийся при взаимодействии масла, топлива, воды, и побочных продуктов сгорания. Эти отложения блокируют масляные каналы, и ограничивает подачу масла.

Что такое тяжелые условия эксплуатации?

Тяжелые условия езды являются основной причиной снижения мощности двигателя и его работоспособности. Под ними понимают:

  • езду на близкие расстояния,
  • езду в пыльных условиях,
  • езду при интенсивном движении,
  • езду при холодной или жаркой погоде,
  • езду в гористой местности,
  • езду при буксировке грузов

Какие основные причины падения давления масла?

Основные причины падения давления масла:

Качество моторного масла (прежде всего потеря вязкости). Загрязненное и отработанное масло может привести к тому, что система смазки перестанет эффективно выполнять свои функции по циркуляции. В крайних случаях это может вывести из строя всю систему подачи масла.

Увеличение зазора в подшипниках (чем меньше зазор, тем больше давление).

Нарушение работы масляного насоса. Для очистки масла в насосе установлены сита-подборщики. Их конструкция достаточно груба и позволяет задерживать только крупные частицы грязи, находящиеся в масле. Зазоры между шестернями и кожухом внутри масляных насосов составляют всего несколько тысячных дюйма – более крупные частицы грязи, миновавшие сито, застревают и накапливаются в зазорах, что приводит к их изнашиваемости. По мере увеличения изнашиваемости зазоры увеличиваются – в результате масляный насос работает менее эффективно. А как только ухудшается работа насоса, соответственно падает давление масла, что может привести к поломке двигателя. Кроме потери давления масла, загрязнения, содержащиеся в масле, могут забить насос и поломать его, и тогда масло вообще перестанет поступать в двигатель.

Почему в двигателе масла иногда приобретают белый оттенок?

Это довольно редкий случай, но все же он случается. Происходит это по причине не полного прогрева двигателя зимой. Главной причиной является вода. Источники воды в масле – сконденсированная влага с атмосферы и продукты сгорания топлива, которые не успевают испариться при низких температурах. Образовавшаяся водомасляная эмульсия и является тем ферментом, который придает маслу белый цвет.

Надо ли перед заменой масла производить промывку двигателя?

Если до замены использовали качественные масла, то необязательно. Высококачественные масла не оставляют (и даже снимают) на деталях двигателя лаковых, смолистых и других отложений, поэтому двигатель будет чистым. Для лучшего удаления остатков отработанного масла двигатель можно промыть чистым минеральным маслом сходной вязкости, дав ему поработать несколько минут.

Какие сроки замены трансмиссионных масел?

Срок службы в агрегатах трансмиссий зависит от конструкции трансмиссии, качества самого масла и режима эксплуатации автомобиля.  Масло заменяют при значительном изменении его показателей качества, по сравнению с исходным маслом: вязкости, кислотности, противоизносных и антиокислительных свойств. Условия эксплуатации для конкретной конструкции трансмиссий является важнейшим фактором, определяющим срок смены масла. К ним относятся: нагруженность трансмиссий, температурный режим, количество и состав продуктов загрязнения.

Среднестатические интервалы замены масла составляют:

  • для коробки передач легковых автомобилей – 30 000 – 50 000км;
  • для коробки передач и других агрегатов трансмиссий коммерческих автомобилей – 30 000 – 50 000км;
  • для коробки передач и других агрегатов трансмиссии машин с тяжелым режимом работы – 15 000 – 30 000 км.

В некоторых моделях современных автомобилей масло не меняется в течение всего срока службы. Поэтому следует строго придерживаться требований производителей агрегатов трансмиссий.

Чем отличаются масла для автоматической и механической коробок передач?

Масла для автоматических передач (ATF) не подразделяются, как масла для механических коробок передач, на эксплуатационные или вязкостные группы или классы. В отношении свойств ATF обладают более высоким индексом вязкости, высокой термоокислительной стойкостью и низким коэффициентом динамического трения.

Как «законсервировать» автомобиль на зиму?

Из-за сложных климатических условий, состояния дорог и короткого дневного времени суток многие автомобилисты не очень-то любят ездить зимой на своих автомобилях, предпочитая передвигаться в это время года пешком или общественным транспортом. И в целях безопасности это вполне оправдано. Автомобиль же на зиму обычно ставится в гараж. Однако прежде необходимо вспомнить, что автомобиль нужно подготовить к зимовке. При консервации машину необходимо в обязательном порядке тщательно вымыть. Затем нужно натереть кузов специальным лаком, который поможет защитить лакокрасочное покрытие от агрессивных атак окружающей среды. Если специального средства достать не удалось, то можно натереть автомобиль и простым автовоском. Все петли дверей, капота и прочие трущиеся детали нужно тщательно смазать. После установки автомобиля в гараж обратите внимание на то, открыты ли окна или нет. Если вы не хотите полностью их открывать, опасаясь воров, то оставьте хотя бы небольшие зазоры, которые позволят воздуху свободно циркулировать в салоне, что предотвратит создание конденсата. Если есть возможность, то необходимо вытащить из автомобиля все коврики и чехлы, а также постараться снять шумоизоляцию. Если этого не сделать, то весной пол автомобиля может просто сгнить. Если до весны автомобиль использовать не будете, то рекомендуется снять колеса, а автомобиль поставить на подпорки. Таким образом, не только сохраняются без повреждения покрышки, но и разгружается подвеска, продлив жизнь пружинам и амортизаторам.

Какое масло применяют в болидах Формулы-1?

Масло, используемое в Формуле-1, должно работать максимально эффективно в течение лишь нескольких сотен километров. Поэтому гоночное масло – это обычная синтетика со специальными добавками. Вообще, разработчики формульной “синтетики” призваны решить две главные задачи: максимальное уменьшение силы трения и устойчивость к работе в условиях сверхвысоких температур. Нагрузки, которым подвергается масло в двигателе, таковы, что простое серийное масло “разбилось” бы на молекулы, не сохранив целостности масляной пленки. Команде Renault масла поставляются от концерна TotalFinaElf, представленного маркой Elf. Ferrari использует масла Shell, McLaren Mercedes заливает Mobil 1, а Williams c 1997-го года сотрудничает с Castrol. Castrol широко представлены в Формуле 1. Кроме команды BMW Williams масла Castrol используются также в Jaguar. Jordan располагает партнерскими отношениями с Liqui Moly, а Sauber – c малазийским нефтяным концерном Petronas. B.A.R., агрегатируемый двигателями Honda, потребляет экзотическое японское масло Nisseki, а для Minardi поставщиком масла является Mobil 1.

Как подделывают масла?

Подделки моторных масел можно условно разделить на три категории:

  • Перемаркировка масел, когда на дешевый сорт вешают ярлык от дорогого;
  • Самодельное масло, полученное по “упрощенной” технологии. Такое масло делается где-то в полуподвале или гараже. Количество присадок в нем минимальное или они отсутствуют вообще;
  • Индустриалка или отработка под видом моторного масла. Использование такого “продукта” грозит наиболее тяжелыми последствиями, ибо то, что предназначено для сверлильного станка, для двигателя внутреннего сгорания абсолютно не пригодно.

Разъедает ли синтетика сальники?

Весьма распространено мнение, что импортная синтетика разъедает отечественные сальники. Насколько это верно? Оказывается, эфиры, входящие в состав базового продукта синтетических масел, действительно взаимодействуют с резиной хуже, чем нефтяные компоненты, но заметить эту разницу можно лишь в хорошо оснащенной лаборатории.

Какие причины перегрева двигателя?

Причины перегрева двигателя могут быть разными:

  • неисправности двигателя;
  • плохое качество масла;
  • плохая вентиляция;
  • старый изношенный двигатель;
  • тяжелые условия эксплуатации;
  • высокая температура окружающей среды;
  • неисправности системы охлаждения.

Свидетельствует ли черный дым при работе дизельных двигателей о плохом качестве масла?

Нет. Причина в другом. В дизельном двигателе сгорание топлива может быть рассмотрено как процесс компрессии, впрыска и спонтанного зажигания при данной температуре и высоком давлении. Для дизельных автомобилей очень важным элементом является впрыск. Когда большое количество загрязнителя попадает на инжектор, это влияет на его работу и, особенно, на процесс впрыска. Вместо мощного впрыска образуется смесь капель разного диаметра и величины. Как следствие, не происходит полного сгорания топлива. И часть капель только обугливается и выбрасывается в виде черного дыма. Очень важно то, что в старых автомобилях из-за внутреннего износа деталей всегда имеется вероятность проникновения масла в камеру сгорания. Это масло сгорает и оставляет загрязнения в камере сгорания. Масло, которое сгорает, увеличивает количество золы, выбрасываемое через выхлопную систему автомобиля.

Как долго следует прогревать двигатель зимой?

Зимой не следует “раскручивать обороты” холодного двигателя сразу после пуска Лучше всего сначала выждать 2-3 минуты, затем первые 5-10 минут двигаться с небольшой скоростью пока двигатель не достигнет рабочей температуры. Это позволяет поддерживать низкие обороты и обеспечить давление масла, необходимое для того чтобы оно достигло всех критически важных узлов двигателя и образовало пленку на поверхности распределительного вала, стенках цилиндров, в шатунных подшипниках. Очевидно, что необходимым условием легкого и надежного пуска двигателя является использование масла, класс вязкости которого соответствует температуре окружающего воздуха.

Как переходить с одной марки моторного масла на другую?

Если ранее в двигателе использовалось качественное масло (минеральное или синтетическое) производства ведущих фирм, не нарушались интервалы замены, двигатель не имеет значительных отложений, то переход на использование масла другой марки производится в соответствии с обычными рекомендациями по замене масла, которые приводятся в инструкции по эксплуатации.

Необходимо произвести промывку двигателя во всех остальных случаях, а именно:

  • если неизвестна марка залитого в двигатель масла;
  • если неизвестен пробег автомобиля после последней замены масла;
  • если имеются значительные отложения на внутренних поверхностях двигателя, которые возникают обычно при использовании некачественных масел, нарушении сроков замены или попадании в масло посторонних веществ, таких как охлаждающая жидкость, специальные добавки в масло и т.п.

Можно ли применять современные моторные масла (в том числе синтетические), имеющие самые высокие спецификации (такие, как например SAE SJ/CF или ACEA A3-96/B3-96) для использования в подержанных автомобилях, у которых требования к маслам значительно ниже?

Можно. Чем качественней масло и чем, соответственно, выше его спецификации, тем лучше оно будет защищать даже самый “старый” или изношенный двигатель.

Имеет ли значение порядок написания “бензиновых” и “дизельных” спецификаций в обозначениях класса качества моторных масел по API и ACEA?

Имеет. Обычно производители указывают сначала спецификацию, которая является основной, то есть определяет основное назначение масла. Однако это не означает, что вторая спецификация при этом каким либо образом “ущемляется”.

Что такое “температура застывания” и можно ли по ней определить низкотемпературный предел применения масла зимой?

Температура застывания, приводимая обычно в разделе технических характеристик масла, получается в результате лабораторного теста и является температурой, при которой масло практически полностью теряет текучесть (подвижность). На самом же деле работоспособность моторного масла теряется намного раньше уже при значительно менее низких температурах, когда оно уже потеряло способность быть прокачиваемым штатной системой смазки двигателя. Таким образом, при подборе масла для использования в зимнее время нужно руководствоваться не температурой застывания, а классом вязкости по SAE.

Что такое “SAE”?

Спецификация SAE (SAE – общество инженеров-автомобилистов) является международным стандартом, регламентирующим вязкость масел. Ни о качественных характеристиках масел, ни их применении для конкретных марок автомобилей и типов двигателей спецификация SAE не говорит.
Например, класса вязкости “10W” в обозначение SAE 10W-40 для моторных масел, дает нам информацию о зимнем применении данного масла (W – это начальная буква английского слова WINTER – зима). Иными словами, от правильного выбора этого параметра зависит насколько легко, а самое главное без негативных последствий, Вы сможете запустить двигатель на морозе.

Класс вязкости “40” является, так называемым “летним” классом, и говорит о том, насколько масло способно сохранять работоспособность при высокотемпературном применении. Наличие только одного из рассмотренных параметров в обозначении класса вязкости по SAE говорит о том, что это сезонное масло (SAE 10W – зимнее сезонное масло, SAE 40 – летнее сезонное масло). Присутствие же в обозначении сразу двух классов (как в нашем примере – SAE 10W-40) говорит о всезезонности данного масла.

Когда следует менять моторные масла?

Моторные масла производятся с учетом рекомендаций производителей двигателей, и поэтому смена масла должна, прежде всего, производится исходя из их рекомендаций.

Оптимальный срок службы моторного масла зависит от многих факторов:

  • количество запусков двигателя при холодной температуре;
  • температура окружающей среды;
  • степень износа двигателя;
  • качество топлива;
  • состояние деталей и механизмов автомобиля;
  • условия езды;
  • навыки вождения.

Когда менять? Если на вашем автомобиле нет современного компьютера, извещающего о следующем визите на СТО, ориентируйтесь на инструкцию. Для многих иномарок там указана нормальная периодичность замены и “для тяжелых условий эксплуатации”. Имейте в виду, что наши условия почти единогласно признаны тяжелыми. На отечественных автомобилях срок смены масла, как нетрудно догадаться, уже адаптирован к суровой действительности. Рекомендованное для машины масло следует менять, соблюдая эти сроки, особенно строго – у машин с современными двигателями.

Какие требования к моторным маслам?

Моторные масла при эксплуатации должны удовлетворять следующим основным требованиям:

  • уплотнения зазоров между деталями цилиндропоршневой группы;
  • эффективный отвод тепла от деталей и вынос из зоны трения продуктов износа;
  • защита деталей двигателя от коррозионного воздействия продуктов окисления масел и продуктов сгорания топлива;
  • предотвращение образования всех видов отложений (нагаров, лаков, зольных отложений, шламов) на деталях двигателя при его работе на любых режимах;
  • защита деталей двигателя от коррозии при остановках и консервации;
  • надежный пуск двигателя при низкой температуре;
  • уменьшение пенообразования при скоростных режимах;
  • высокая стабильность против окисления, механической деструкции и влияния воды;
  • небольшие потери масла при работе двигателя;
  • увеличение срока работы масел и фильтрующих элементов;
  • экономия топлива за счет оптимально подобранных вязкостно – температурных свойств масла;
  • совместимость с уплотнительными материалами.

Как получают синтетические базовые масла?

Синтетические базовые масла получают методом химического синтеза с целью последующего получения товарных масел с высокими вязкосными характеристиками, улучшенной термоокислительной стабильностью и малой испаряемостью. Синтетические базовые жидкости создаются в лаборатории из маленьких молекул, которые, взаимодействуя друг с другом, образуют чистые молекулярные соединения. Как результат, созданная молекулярная структура лучше выполняет все требования по физико-химическим и эксплуатационным свойствам в высоконагруженных двигателях автомобилей.

Как получают минеральные базовые масла?

Базовые масла являются основным компонентом любого моторного масла. От его качества зависят характеристики готового масла. Базовые масла могут быть минеральными (из нефти или продуктов растительного происхождения), синтетическими или полусинтетическими. Последние получают путем смешивания минерального базового масла с синтетической жидкостью. Наибольшее распространение получили нефтяные минеральные базовые масла, которые производятся методом дистилляции из сырой нефти. Дистилляция состоит из серии процессов нефтепереработки для удаления из сырой нефти нежелательных компонентов. На первой стадии переработки сырая нефть нагревается до кипения, чтобы отделить разные по весу фракции и газы. Эти продукты идут на производство бензина, дизельного топлива, парафина и т.д. Минеральные базовые масла производятся из оставшихся более тяжелых фракций. Далее идет процесс очистки минеральных базовых масел от парафинов, серы и других вредных соединений.

Какой срок хранения моторного масла?

Практически все производители гарантируют срок хранения 5 лет. Однако масло сохранит все свои качества в течение 5 лет при условии, если оно С в закрытых емкостях без доступа воздуха и влаги.

Можно ли переходить на другую вязкость моторного масла?

Да. Вязкость должна соответствовать тем условиям, в которых используется транспортное средство, окружающая среда и климатические условия. Кроме того, со временем, хотите Вы или нет, двигатель изнашивается, станет больше брать масла, поэтому придется применять более густое масло.

Все ли масла подходят к транспортным средствам, оборудованных каталитическими конвертерами (катализаторами)?

Нет. Для каталитических конвертеров, которые завершают окисления выхлопного газа непосредственно перед тем, как он попадает атмосферу, рекомендуется применять специальные масла. Эти масла должны соответствовать всем нормам и требованиям по охране окружающей среды, иметь высокие смазывающие свойства, хорошие моющие свойства и свойства дисперсанта, а также содержать низкое количество серы и фосфора. Использование масел, в описании которых нет разрешений на применение в катализаторе вызывают повреждение катализатора.

Какое масло следует использовать в двигателях с турбонаддувом?

Чтобы обеспечить смазку и требования охлаждающей жидкости вала масло должно отвечать определенным критериям. Вал достигает очень высоких температур, близко к очень высоким температурам выхлопных газов. Масло должно смазывать вал непрерывно иначе постоянно высокие температуры повредили бы его. Такие условия работы подразумевают чтобы масло обладало значительными моющими свойствами, были очень устойчивы к окислению и осадкообразованию, но особенно имели высокую термическую стабильность. Турбокомпрессоры более характерны для дизельных двигателей, поскольку в бензиновых двигателях достигнуть той же самой величины мощности можно другим способом, например впрыскивания с электронным управлением и т.д.

Какие преимущества дают новые технологии смазочных материалов?

Новые технологии смазывающих материалов основываются на требованиях пользователей (автомобилистов), производителей двигателей (конструкторов и механиков) и регулирующих органов.

В частности это:

  • Более строгие требования окружающей среды,
  • Повышение мощности двигателя,
  • Удлинение интервала замены масла.

Что может вызвать потерю давления масла?

В нормальных условиях эксплуатации транспортного средства вязкость масла достаточная, что позволяет ему эффективно циркулировать между камерой сгорания и картером. Показатели манометра масла подтверждают это.

Необычное снижение масленого давления может возникать по причинам:

  • понижения вязкости моторного масла из-за применения некачественного базового масла, или разбавления масла топливом;
  • недостаточного количества масла в системе смазки (либо утечка масла, либо сильное испарение, что приводят к избыточному расходу масла или неисправности масляного насоса);
  • механический износ деталей.

Можно ли смешивать моторные масла разных производителей?

Смазочные материалы всегда оптимизируются, чтобы выполнить требования международных классификаций (API, ACEA). Смешивание двух минеральных масел, которые имеют одинаковые свойства (одинаковую категорию качества например по API), не вызовут проблемы, но заявленные конечные свойства масла гарантировать нельзя. Следует помнить, что качество смешиваемых масел всегда будет хуже, чем у исходного моторного масла. Полусинтетические, и тем более синтетические моторные масла разных производителей и торговых марок смешивать не рекомендуется.

В чем преимущество всесезонных моторных масел?

Основным преимуществом всесезонных моторных масел является стабильность их вязкостных свойств в широком интервале температур. Это позволяет маслу быть достаточно текучим и быстро (в течение нескольких миллисекунд) достигать всех частей двигателя при низких температурах, и быть достаточно вязким, чтобы не дать перегреться двигателю и испарятся при высоких температурах. По сравнению с сезонными, летними и зимними маслами, всесезонное масло лучше защищает двигатель от износа, и тем самым способствует экономии топлива до 2-3%.

Можно ли применять бензиновые масла для дизельных двигателей, а дизельные для бензиновых двигателей?

Это зависит от требований, которые предъявляют инженеры-конструкторы автомобильных двигателей к моторным маслам. Во время разработки, моторные масла подвергаются различным видам испытаний для определения к какой категории по API, ACEA или классу по ГОСТ они относятся. Независимые отечественные производители масел создают собственные ТУ, в которых регламентируются требуемые нормативные показатели масел. В виду отсутствия новых нормативных документов в СНГ (все-таки ГОСТы уже устарели), производители стараются подогнать свои ТУ к требованиям по API или ACEA. В этих нормативных документах (спецификациях) представлены самые важные показатели моторных масел, значения которых и определяют условия их применения в различных типах двигателей. Для четырехтактных двигателей обычно указывают совместную для бензиновых и дизельных масел классификацию. Например, SJ/CF, где SJ- спецификация для бензинового масла, а CF – для дизельного, М-8В – если буква «В» без цифры 1 или 2, значит масло можно применять и для дизелей и для бензиновых двигателей, аналогично и М-15/4040, где последняя цифра «0» говорит об универсальности масла. До последнего времени считалось, что универсальность – это лучший друг автолюбителя. Главным образом этот постулат был выгоден нефтехимическим компаниям – производителям пакетов присадок, так как унифицирует производство присадок и снижает стоимость производства. Однако сейчас, на Западе бытует другое мнение относительно универсальности моторных масел. Специалисты считают, что бензиновое и дизельное моторное масло должно применяться по их прямому предназначению, т.е. дизельное масло – для дизельных двигателей, а бензиновое – для бензиновых. Связано это со стремительными и постоянными усовершенствованиями конструкций двигателей.

Можно ли заливать моторное масло в механическую коробку передач?

Для старых моделей автомобилей возможно использования моторного масла для коробки передач.
В новых автомобилях необходимо применять различные продукты: для двигателя моторное масло, а для коробки передач трансмиссионное.

Можно ли визуально определить качество масла?

Сделать это сложно, так как не существует простых «ручных» способов определения эксплуатационных характеристик. Опытные водители обычно определяют качество масла по его внешнему виду и по цвету, характеризующему его загрязненность.

Имеется несколько способов определения пригодности масла. Оно считается непригодным, если:

а) на масломерной линейке не просматриваются через его пленку соответствующие метки;
б) в сердцевине растекшейся капли масла на чистом листе бумаги образуется концентрированное черное пятно;
в) на ощупь между пальцами не ощущается “маслянистости” тянущейся пленки;
г) на запах ощущаются пары топлива;
д) цвет масла серый (в масле присутствует вода).